Главная Контакты Карта сайта
информационный портал
Общество Строительство Искусство Космос Наука Медицина

Дети / Культура поведения

Существенная часть нравственного воспитания — воспитание культуры поведения. Часто считают, что внешняя форма поведения не столь важна, главное — быть человеком честным, справедливым, хорошим коллективистом. Не потому ли нам приходится встречаться с людьми, знающими и любящими свое дело, но невоспитанными, невежливыми? С такими людьми трудно жить и работать...

Правила культурного поведения содержат предписания о том, как надо вести себя в определенном месте — в школе, дома, в гостях, на улице, в кино, театре, музее, библиотеке, в транспорте... Кроме того, ребенку приходится овладевать и общими правилами, связанными с культурой внешнего вида (личная гигиена, опрятность, аккуратность), с культурой общения между людьми (вежливость, обязательность, культура речи). Конкретных правил поведения много, однако в жизни всегда может создаться такая ситуация, которая не встречалась детям, когда они учились, как надо вести себя. Поэтому очень важно учить ребенка и конкретным правилам поведения, и умению находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил.

Это задача сложная. Для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост. Например, ребенок знает, что в школе надо здороваться со всеми взрослыми, а не только со «своей» учительницей. Даже первоклассник довольно быстро овладевает этими правилами. В школе он охотно здоровается и со всеми учителями, и с уборщицей, и с пионерскими вожатыми, и с родителями. А вот за пределами школы, на улице младший школьник может не выполнять это правило. И совсем не по злому умыслу или забывчивости. Просто он считает, что, встретив на улице, в магазине, в кино знакомого (учителя, маму или папу своего товарища), не обязательно здороваться с ним.

Другой пример: дети научились уступать место старшим в трамвае, автобусе, троллейбусе. Они охотно, без напоминаний делают это. Но вот пришла в школу бабушка. Ученик сидит, а бабушка стоит, разговаривая с этим учеником, и он не догадывается встать и разговаривать стоя или уступить ей свое место.

Еще один тип поведения младшего школьника: он вежлив и готов помочь, оказать какую-то услугу только знакомым ему людям, а с чужими он может быть и невнимательным.

Итак, надо специально обратить внимание на то, чтобы помочь ребенку перенести известное ему правило в новую ситуацию. Рассказывайте и показывайте, как надо следовать этому правилу в разных условиях.

Разъяснение правил культурного поведения должно основываться и тесно связываться там, где только возможно, с нормами нравственности. В основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежат моральные принципы нашего общества: социалистический гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведение. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать выполнение этих правил с точки зрения нравственности. Тогда единство знания и привычки способствует тому, что поведение становится устойчивым, складываются определенные качества личности, обладатель которых иначе и поступать не может... Всегда быть вежливым, обязательным, точным — значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность.

Воспитание навыков культуры поведения начинается в семье. Дома под руководством родителей дети усваивают основные правила, связанные с личной гигиеной, внешним видом, умением вести себя за столом. Родители учат детей самостоятельно следить за собой, регулярно умываться, чистить зубы, причесываться, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным в одежде. Они учат их быть вежливыми и приветливыми. В школе дети знакомятся с новыми правилами, научаются выполнять их без постоянного контроля со стороны.

Почему же встречаются еще школьники, игнорирующие правила культурного поведения? Одна из причин состоит в том, что дети просто не знают некоторых правил и родители не научили их соблюдать элементарные приличия. Например, дети не знают, что считается невежливым подавать первым руку, когда здороваются со взрослыми. Не знают, что неприлично во время действия в театре есть, шуршать обертками конфет. Эта причина (незнание правила) простая и легко устранимая, поскольку само содержание правил культурного поведения достаточно полно и подробно раскрыто во многих брошюрах, статьях в популярных журналах; литература эта адресована как родителям, так и самим детям. Другие правила дети знают, но не умеют их выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступать место в транспорте, но часто делают это как-то навязчиво и подчеркнуто, а не просто и незаметно. Они могут здороваться, отворачиваясь. Разговаривают, не глядя на собеседника. Значит, надо не только рассказывать о том, что есть такое-то правило, но и показывать, как надо вести себя, как выполнять это правило.

Более сложно обстоит дело тогда, когда дети знают правила, знают, как их выполнять, но... не выполняют. Например, они прекрасно знают, что надо (и как надо) соблюдать гигиенические правила: чистить зубы, пользоваться носовым платком, быть опрятным, следить за своей одеждой и обувью, но не делают этого главным образом из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.

Или другое: ребята не выполняют некоторые правила, считая их ненужными, неважными, они убеждены, что многие правила придумали взрослые и зачем-то заставляют их выполнять, а на самом деле эти правила не имеют никакого значения. В этом случае дети сознательно не придерживаются известных норм. Например, в своем детском обществе, среди сверстников они как будто стесняются быть вежливыми, сказать друг другу «спасибо», не считают зазорным быть неряшливыми или грубыми.

Почему же это происходит? Одна из серьезных причин в том, что мы, взрослые, далеко не всегда образцово ведем себя в общественных местах, дома, на улице. Мы бываем раздражительными и грубыми, бестактными и невежливыми, позволяем себе такое поведение, которое резко осуждаем у детей.

Следовательно, требуя надлежащего поведения от детей, самим родителям стоит постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно стать обязательным правилом воспитания культуры поведения; родители призваны постоянно руководствоваться им.

Важен сам характер отношений между взрослыми. Детей приучают к вежливости в семье: их учат радушно приветствовать, прощаться, благодарить, уступать место старшим. Но если отец невнимателен к матери, то он дает плохой урок своим детям. В такой семье дети часто вырастают невнимательными, непредупредительными. Нередко родители бывают не выдержанными в отношениях между собой. По малейшему поводу они кричат, ссорятся, возбужденно спорят. У них для себя находятся оправдания: устали, нервничают из-за каких-то неприятностей. Или еще проще: характер уж такой вспыльчивый, а переделываться поздно. Такое поведение перенимают дети. Если отец и мать грубы и непочтительны к старшим в семье, то жди такого же отношения к бабушкам и дедушкам от детей.

Глубоко был прав А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, он говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми... как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение... А если вы дома грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не надо думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Над этими словами следует серьезно подумать каждому, кто хочет достичь успеха в формировании личности ребенка, в воспитании у него культурного поведения.

Часто дети не следуют правилам культурного поведения потому, что разные взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительным; неодинаковые требования предъявляют семья и школа. Характер требований, их последовательность и объем бывают разными у отца и матери, у родителей и бабушек и дедушек, других членов семьи. Поэтому ребенок не всегда выполняет правила поведения, а приспосабливается к требованиям разных взрослых. В этом случае дома он может быть вежливым, а в школе грубым (и наоборот), может быть предупредительным по отношению к родителям и невнимательным и бестактным по отношению к бабушке.

Единство требований школы, семьи и всех взрослых людей по отношению к младшим, когда никто не может пройти мимо нарушения правил ребенком (пусть это даже чужой ребенок), должно стать законом нашей жизни. Между тем часто можно видеть и слышать, как в магазине, в кино, в автобусе одни взрослые призывают расшалившихся детей к порядку, строго требуют от них сдержанности, но тут же находятся другие взрослые, которые стараются найти оправдание неправильного поведения ребят: «Пусть пройдет без очереди, а то опоздает в школу», «Подумаешь, расшумелись, все время тихо в школе сидят, нельзя уж громко посмеяться». Речь идет, разумеется, не о придирках к детям (и такое, увы, бывает), а о совершенно бесспорных требованиях.

Воспитанием культуры поведения нужно заниматься только систематически и планомерно, постепенно усложняя правила, которыми должны овладеть дети, — если браться за это от случая к случаю, толку все равно не будет. Важно показать ребенку, что выполнение норм культурного поведения важно не только на людях, но и наедине с самим собой, когда никто не видит. А этого, к сожалению, не всегда придерживаются в семье. Приходят гости — на стол подаются салфетки, вилки, ножи; но в обычные дни и первое, и второе ребенок ест ложкой — где же ему приучиться красиво есть ножом и вилкой? Потом родители удивляются, что ребенок не умеет вести себя в гостях за столом... Удивляться тут, собственно, нечему. Надо очень тщательно следить за тем, чтобы именно в каждодневной жизни соблюдались правила вежливости, приличия, хорошие манеры.

Особо следует поговорить о соблюдении «Правил для учащихся» — этого своеобразного свода-минимума требований к поведению школьников, в том числе и требований к культурному поведению.

 
Copyright © 2009-2014 Планета всего. Все права защищены. E-mail
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Промышленные полы